Новости
17.07.2017 10:00:48
ОБНОВЛЕН СПИСОК ВАКАНСИЙ Далее...
   
       
Повышение квалификации сотрудников и формализация отношений

Дефицит кадров в автобизнесе

          Стремительное развитие автомобильного сектора повышает спрос на технических специалистов с необходимым образованием и опытом. Многие сегодняшние сотрудники автосервиса имеют стандартное среднее специальное образование, как правило, на автомехаников  и высшее на инженера по нескольким специальностям: «Автомобили и транспорт», «Ремонт и ТО транспортных средств» и т.д. Никто не спорит, что у большинства из них действительно сильная техническая база, которая является основой основ. Но рынок развивается, появляются новые требования и стандарты обслуживания автомобилей, работы с клиентами. Структура автомобильных компаний уже не ограничивается только кузовными и слесарными цехами. Отсюда и необходимость в квалифицированных кадрах. Как любой работодатель, руководитель желает получить к себе сразу готового специалиста и, желательно, с опытом работы в аналогичной области и должности, чтобы как можно меньше времени уходило на его адаптацию и обучение. Конечно, можно найти такого специалиста, это только вопрос времени, но не факт, что многообещающий кандидат, с необходимым Вам опытом и навыками, покажет высокий результат и надолго задержится в компании. Отсюда и возникает необходимость растить собственные кадры и повышать их профессиональный уровень. Это касается абсолютно всех сфер деятельности автосервиса: кузовных, слесарных цехов, отдела запчастей, склада, логистики, салона продаж, кадровых, финансовых служб и т.д., начиная от рядовых сотрудников и заканчивая топ менеджерами. Учитывая, что на любом предприятии есть текучка кадров, то необходимость в повышении квалификации носит регулярный характер. Постоянное обучение для «старых» сотрудников тоже необходимо, ведь только регулярное их посещение позволяет получить обновленную информацию по теории и практике исходя из требований к занимаемой должности. 

Обучение персонала: за и против

          Для того чтобы получить нужные дополнительные знания, тренинговые компании предлагают большой перечень курсов, семинаров и программ для повышения квалификации сотрудников. Обучение персонала достаточно дорогостоящее удовольствие и руководитель компании уделяет этому большое внимание. Вкладывая деньги в обучение, работодатель будет ожидать отдачи от сотрудников в кратчайшие сроки. Ведь от полученных навыков и их применения зависит повышение уровня обслуживания не только автомобилей, но и клиентов, что немаловажно. Сейчас на рынке появились тренинговые компании и учебные центры, которые специализируются на конкретном направлении бизнеса и его специфики. Специально разработанные программы для техцентров и курсы повышения квалификации пользуются большим спросом у автомобильных компаний. Обучение дает свой результат, и чем оно регулярнее, тем  выше квалификация сотрудников и их отдача. Желание руководителей сделать свой бизнес более продуктивным и эффективным за счет слаженных и профессиональных действий сотрудников компании, естественно для любого управленца. Некоторые компании открывают свои учебные центры на базе автосервиса, предназначенные для обучения собственного персонала, еще более узко  акцентируя внимание на специфике своего предприятия. Но и они не дешево обходятся компании. Внутренне обучение персонала ведут, как правило, специалисты, отработавшие на данном предприятии достаточно долго и знающие все нюансы и требования к специалистам той или иной должности. Это достаточно эффективный способ для узких направлений, ведь сотрудник обучается в процессе работы, и восприятие информации усиливается за счет практики. Но, чтобы обучить самостоятельно кадры, нужны в первую очередь время и силы. Ведь индивидуально обучая новичка и выплачивая ему стипендию, на него возлагаются большие надежды, что по истечению определенного времени он будет достойным специалистом. А если нет? Не потянул, не справился, решил уйти... Усилия оказываются напрасными. Это касается и специалистов, которых компания регулярно направляет на обучение и тренинги, беря на себя все затраты. К сожалению, желание повысить профессиональный уровень кадров не всегда радостно приветствуют самими сотрудниками. Не редко приходиться выезжать на обучение в свои выходные и проводить там длительное время, что вызывает негативное отношение к процессу. Чтобы обязать сотрудников посещать курсы и нести ответственность за несоблюдение трудового распорядка, работодатель иногда прописывает в Трудовом договоре обязательное их посещение сотрудником  и ответственность за прогулы.

Правовая основа

          К сожалению, руководитель иногда ничего не может сделать с  сотрудником, в которого было вложено много времени и средств на обучение, когда он приносит заявление об увольнении. Получается, что все полученные знания и опыт он будет применять на другом месте. Для подстраховки некоторые работодатели прописывают в трудовом договоре и дополнительном соглашении конкретные детали обучения и ответственность сотрудника в случае увольнения. Главное, чтобы все было оформлено в рамках Трудового кодекса, чтобы сотрудник понимал, чем ему грозит не соблюдение условий договора, например, возмещением понесенных компанией расходов на его обучение. Ведь отказать в увольнении по собственному желанию нельзя, даже если в трудовом договоре прописано, что сотрудник обязуется отработать после обучения определенный период времени и при условии, если обучение производилось только за счет работодателя (для каждой должности может быть свой установленный срок отработки). При заключении дополнительного соглашения к трудовому договору (ученического договора) и соблюдении всех правил и требований согласно ст. 199 Трудового кодекса «Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон»,  можно потребовать от увольняющегося сотрудника компенсации за проведенное компанией обучение. Если сотрудник при наличии ученического договора решил уволиться и не отрабатывать срок, прописанный в приложении (без уважительной причины: наличие медицинских противопоказаний, переезд в другую местность и т.д.), отказать ему нельзя. В таком случае, на усмотрение работодателя, сотрудник обязан компенсировать затраты на обучение компанией. Чтобы взыскать с увольняющегося расходы на обучение,  можно удержать необходимую сумму из зарплаты  сотрудника, но только при наличии ученического договора и соблюдением статьи 137 ТК: «Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:                                                                                                                 для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;      для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);                           при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.                                                                                                         В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания…» или потребовать возмещения расходов согласно статье 207 Трудового кодекса: «В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством» и статьи 249 Трудового кодекса: «В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении». Обращаем внимание, что получить компенсацию с сотрудника за обучение в случае прекращения трудового договора по его личной инициативе проще и возможно, если в трудовом договоре детально прописать процедуру возмещения сотрудником средств за обучение в случае увольнения без отработки срока, указанного в договоре.                             В любом случае, прежде чем заключить договор с новым сотрудником, лучше лично озвучить внутренние правила компании, касаемо обучения персонала, корпоративной культуры, дисциплины и какую ответственность несет сотрудник в случае их нарушения. Таким образом, для нового специалиста не будет неожиданностью содержание трудового и ученического  договора.

 Статья подготовлена директором Автомобильного кадрового центра по подбору автокадров (автоперсонала)       «ATK-Personal», Колбиной Александрой

 

 

 

 

 

 

Уважаемые клиенты и соискатели, Автомобильное кадровое агентство «Atk-personal»  с удовольствием окажет Вам услуги по подбору  авто персонала  в автосервисы/ техцентры, магазины запчастей,  тренинги для автокадров  (сотрудников техцентров, автосервисов, автомобильных компаний), консультации по трудоустройству и поиску работы в автобизнесе.  Пожалуйста обращайтесь: тел. (495) 223-13-02, 8-916-729-02-65, info@atk-personal.ru   с 10 до 19 ч. без выходных.

 

 



8192819281928192